Первым, что может броситься в глаза из названия ЛСТК – это слово ЛЕГКИЕ. Конечно, легкими данные конструкции являются лишь самом в относительном смысле. Как известно, долгие годы и даже столетия, в случае, когда в строительстве ферменных конструкций мостов и зданий применялся металл, речь шла о так называемом черном, горячекатаном металле. Это стальные профиля, геометрия сечения которых задается на стадии производства и проката в условиях высоких температур. Обычно это стальные профиля с толщиной стенки не менее 6мм. Нетрудно догадаться, что ЛСТК – это такие же стальные профиля, но толщина стенки которых менее 6мм. Тоньше сталь, меньше масса, а значит и количество рассчитанного и покупаемого за килограмм, тонну, металла. Именно поэтому в названии ЛСТК звучит понятие ЛЕГКИХ стальных профилей. Не трудно также заметить, что и легкость тут действительно относительная. Хотя здесь стоит расставить некоторые ключевые акценты. Помимо того, что толщина металла, применяемого для изготовления стальных ЛСТК профилей имеет толщину меньше, чем 6мм, важным остается и сам тип изготавливаемых профилей. Прокат ЛСТК происходит в так называемом холодном режиме. Стальная заготовка (штрипс) прокатывается на специальном прокатном станке и происходит образование профиля той или иной геометрической формы сечения. Говоря проще – стальной лист определенной ширины прокатываясь в станке сгибается в ту или иную форму. В основном это так называемые
С-Профиля и
П-профиля, а также ряд других профилей, применяемых в изготовлении ферм, в качестве ригелей и для других нужд. Что тут особенно важно отметить. Поскольку прокат осуществляется из стали менее 6мм, очень важным является геометрия сечения образуемых профилей. На сегодняшний день существует довольно большое количество разновидностей
П-образных и
С-образных профилей, с дополнительными ребрами жесткости и без них. Однако лишь профиля с четкой расчетной базой и проверенные в экспериментальном режиме, а значит строго прошедшие сертификацию, только эти ЛСТК профиля могут гарантировать все те преимущества, о которых и принято вспоминать, когда речь заходит об ЛСТК. Фактически принципиальным отличием данной технологии от других, является возможность достижения необходимых несущих способностей металлических каркасов только за счет специальной формы профилей, которые при меньшем весе, способны сохранять геометрическую устойчивость, т.е. быть устойчивыми к воздействию всех комбинаций загружений, приходящих от снеговых и ветровых нагрузок, перекрытий полов и кровли, стен и других инженерных сетей.
При этом малый собственный вес конструкции, приводит к экономии в стоимости, достигающей 20-40%. Говоря другими словами, ЛСТК за счет более технологичного подхода, «выжимая» из стали максимальные возможности, дает больше экономической целесообразности.
Однако еще раз сделаем акцент на том, что главным тут является именно технология, с обязательным присутствием ответственного подхода, опирающегося исключительно на проверенную расчетную и экспериментальную базу. Это является обязательным требованием для любого производителя ЛСТК ангаров, зданий и сооружений. Также из сказанного выше становится очевидным, что для производства любого ЛСТК профиля требуется специализированное прокатное оборудование, когда как при производстве металлических конструкций на базе сортового металла акцент делается в основном на резку и сварку уже готовых профилей. Последний вариант принято считать более традиционным и не требующим больших затрат от производителя, в т.ч. модернизационных. Многие фермы из черного металла могут быть собраны буквально «на коленке» или в гараже, причем расчетные схемы и конструктивные решения для них были разработаны еще в советские годы. Однако очевидные плюсы для производителя конструкций, выраженные в минимальных затратах на всех циклах производства, для инвестора выглядят уже совершенно в ином свете. Дело все в том, что традиционный подход в производстве металлических конструкций перекладывает на плечи инвестора значительные затраты, связанные в первую очередь с минимальной технологичностью, а также значительным числом отходов (до 5-10%). Под минимальной технологичностью в первую очередь подразумевается значительный вес конструкции, отраженный также в иной стоимости монтажных работ и в иных затратах на тяжелую строительную технику, которая кстати сказать для монтажа быстровозводимых ангаров ЛСТК практически не требуется. Однако стоит особо оговориться относительно проектных подходов в расчетах тех или иных ЛСТК конструкций.
Важно особо отметить, что
соблюдение всех норм проектирования, особенно относящихся к ЛСТК и отраженных в соответствующих СНиП-ах, СП и Еврокодах (EN-1993-1-3), могут гарантировать высокуню надежность и большую экономическую целесообразность, в сравнении с более традиционными и во многом уже устаревшими подходами.